believe that magic works
читать дальше50 вопрос.
Хозяйственно-культурные типы: охота, собирательство и рыболовство, ручное земледелие и скотоводство, пашенное земледелие.
Хозяйственно-культурный тип – комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.
Главный критерий различия – способ производства конкретных обществ.
Классификация хозяйственно-культурных типов:
- Охота, собирательство, рыболовство
- Ручное земледелие (в том числе, мотыжное) и скотоводство
- Пашенное земледелие
1)Охотники, собиратели, рыболовы: самые древние формы ведения хозяйства.
Источник существования людей – дикие растения, животные.
Различают группы:
- Собиратели и охотники лесов жаркого пояса (индейцы р. Амазонки и др.)
- Собиратели и охотники степей и полупустынь (австралийские аборигены, бушмены и др.)
- Собиратели, охотники, рыболовы умеренного теплого пояса (нивхи, ханты, манси и др.)
- Охотники и рыболовы северных таёжных лесов (север таёжной зоны Евразии, Сев. Америки)
- Охотники лесотундры и тундры (саамы, юкагиры, материковые эскимосы)
- Арктические охотники на морского зверя (чукчи, эскимосы)
2)Ручные земледельцы и скотоводы: данная форма имеет более устойчивую экономическую базу, приводящую к возникновению и накоплению излишка: у животных – скот, у земледельцев – зерновые культуры и др.
Следствие – возникает имущественное неравенство и классовое общество, ремесло отделяется от земледелия.
Различают группы:
- Ручные земледельцы жаркого пояса (меланезийцы Океании, часть индейцев Амазонки и др.)
- Ручные земледельцы и скотоводы горной зоны (народы Дагестана, Тибета, таджики)
- Мотыжные земледельцы степей и сухих предгорий (ацтеки, майя, современные пуэбло)
- Ручные земледельцы лесной зоны умеренного пояса (большинство народов Европы, Ирокезы, и др.)
- Скотоводы-кочевники степей и полупустынь (туареги, монголы, тюркские народы)
- Высокогорные скотоводы-кочевники (высокогорные тибетцы)
- Таёжные охотники-оленеводы (эвенки, эвены)
- Оленеводы тундры (чукчи, коряки и др. народы Севера)
3)Пашенные земледельцы: используют домашних животных в качестве тяговой силы.
Следствие – резкий рост производительности труда.
Различают группы:
- Пашенные земледельцы засушливой зоны (народы Средиземноморья, Сев.Индии, Передней и Средней Азии и др.)
- Пашенные земледельцы влажных тропиков и субтропиков (Южная и Юго-западная Азия)
- Пашенные земледельцы лесостепей и лесов умеренного пояса (Европейская часть России, Южный Урал, Южная Сибирь и др.)
читать дальше51.Восток и Запад: период независимого развития хозяйственных систем.
1.восточ парадигма орг-ции и хоз-ной системы:
Древ египет: -гос-ная собственность на ср-ва правительства являются основой соц. отношений;
– высокая специализация и кооперация труда в условиях жестко иерархич соц структуры;
– служеб мотивация работников;
– всеобщ труд обязанность;
– критерий назначения на должность профессионализм – квалификац хар-ка;
– критерий распределения благ - занимаемая должность(при жизни и смерти);
– гос гарантии соц защищенности.
Древ Шумер:
- преобладание гос(храмовой)собственности на ср-ва пр-ва(землю,скот,инвентарь);
– небольш земельн участки в пользовании общинников;
– смеш «рац-но -служебная» трудовая мотивация;
– двухуровневая система(структура) соц труд отношений:1)8 мес в году общинники работали на своих участках,арендуя у храма; 2)4 мес в году общинники работали на гос-во;
– по отношению к занятым на обществ работах гос-во имело соц обязательства;
– соц трудовые отношения регулировались соц законодательством.
Зап модель. Древ Афины:
- основы соц-трудов отношений - частная собственность на средства пр-ва;
– доминир виды деят-ти:мелк ремесл пр-во,мелк крест хоз-во,морск торговля;
– высокая степень специализации,основ на обмене;
– виды трудов деят-ти дифференцированы по значимости;
– невысок соц дифференциация,определяемая уровнем дохода;
– либеральные распределительные принципы;
– отсутствие моральных ограничений в потреблении;
– трудовая мотивация рационалистич-индивидуалистич;
– низкие стандарты гос-ного соц. обеспечения
читать дальше52. Взаимная диффузия западной и восточной моделей экономической системы.
Открытые культурной антропологией законы и принципы относятся как раз к тем, которые подвергаются запрету господствующей идеологией современного Запада — либерализмом. В этом драматический парадокс современной западной культуры: она предлагает принять такой набор норм и стратегий, который губителен для человечества как вида.
читать дальше53 вопрос.
Генетические основы социальной жизни людей.
Объединения животных:
- Некоординированные объединения: 1)свободны для входа и выхода; 2)связаны с территорией.
- Простые координированные: 1)выполнение согласованных функций; 2) отсутствие единого координирующего центра.
- Сообщества: 1)взаимодействие особей; 2)направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей.
Сообщества:
1. Низшего типа – совместная деятельность, направленная на обеспечение воспроизводства популяции.
2. Высшего типа – вертикальная и горизонтальная дифференциация функций, наличие средств коммуникации, обеспечивает обмен информацией и взаимодействие.
Термиты – высший тип: а) дифференциация: рабочие, солдаты, координатор, матка и способные её заменить; б) координация по средствам химических сигналов.
Сообщества высших позвоночных:
- Семьи;
- Семейные объединения позвоночных, ведущих самостоятельный образ жизни;
- Семейные объединения, ведущих стадный (стайный) образ жизни.
Пример семьи: львиный прайд:
- Во главе – самец (или пара самцов);
- Ему подчинены самки и щенята;
- Добыча пищи и воспитание щенят – на самках;
- Смена власти – убийство прежнего вожака.
Инвариантные черты сообществ:
1)В общем случае:
- Социальная иерархия;
- Дифференциация и разделение функций;
- Общественное регулирование поведения отдельных особей.
2)У высших позвоночных:
- Обозначение и защита территории;
- Явление опеки, воспитания, супружеской верности.
3)У высших приматов:
- Квазирелигиозные чувства;
- Проявление чувств частной собственности.
читать дальше54 вопрос.
Структура социальной связи.
Вид социальной связи - Элементы, образующие связь - Результат
Пространственный контакт - Акторы (субъекты действий)- Устанавливается факт обладания свойствами
Психический контакт- Акторы, заинтересованность - Взаимная оценка свойств
Социальное действие- Акторы заинтересованность, ожидание - Действия, направленные на реализацию взаимных ожиданий
Социальное взаимодействие - Акторы заинтересованность, ожидание, реакция контрагента - Система действия
Социальные отношения - ... , нормативные функции - Закрепление практик взаимодействия
Социальные зависимости - ... , властные функции - Социальное неравенство
Социальный контроль - ... , средства контроля - Формирование установок конформизма
читать дальше55 вопрос.
Социальные конструкции: социальная роль, социальный институт, социальный статус, социальная структура, социальная система.
Социальная роль – система взаимосвязанных действий, реализующих социальный статус.
Различают: исполняемую соц. роль; нормативную соц. роль.
Социальный институт – система нормативно-ролевых комплексов, организующих поведение людей в определенных предметных сферах деятельности.
Методологические трактовки: 1)структурно-функциональная; 2)интеракциональная.
Социальный статус – позиция в социальной структуре.
Различают: 1)врождённый; 2)приобретённый.
Социальная структура – организация связей между элементами социальной системы.
Различают: 1)горизонтальные; 2)вертикальные (иерархические).
Социальная система (общность) – множество элементов и связей между ними, образующее целостность (единство).
Типология социальных систем: социальное множество; социальный круг; социальный слой; класс; сообщество; группа.
читать дальше56.Многообразие форм семьи.
Семья – соц группа,члены которой связаны общностью быта,взаимной ответственностью и соц необходимостью,которая обусловлена потребностью общ-ва в физич-ком и духовном воспроиздостве.
1) традиционная семья — гражданский или церковный брак, соединяющий мужчину и женщину общественным мнением и защитой закона.
2) Незарегистрированный, или фактический брак — все более распространенная форма семьи во всех странах. Была принята в Советской России при Ленине и постепенно отменена Сталиным.
3) Встречающаяся семья – не вполне традиционная, но распространенная форма семейной жизни. Они зарегистрированы, все честь по чести, но живут отдельно, каждый у себя.
4) Мусульманская семья: во всех отношениях традиционная семья, только муж имеет право иметь несколько жен.
5) Прерывающийся брак. В такой семье супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок: неделю, месяц, полгода.
6) Ограниченная временем семья: брак заключается на время, скажем, на год. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым.
7) Шведская семья: во всех отношениях обычная семья, только в ней живут несколько мужчин и несколько женщин.
8) Открытая семья: распространенный вариант семьи, в которой супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи.
читать дальше57. Характеристики и формы моногамной семьи.
Моногамия - историческая форма брака и семьи,при которой в брачном союзе находятся 2 представителя противополож полов. Сейчас: разнополая/однополая. Основана на браке отдельной пары, с исключительностью сожительства. Современная форма семьи, характерная для стадии цивилизации.
(Моногамная семья впервые появляется при прохождении данным народом стадии позднего варварства; такая семья происходит из парной семьи. Трансформация связана с ростом собственности и изменением обычая её наследования. Моногамная семья живёт в отдельном доме и характеризуется постоянством и исключительностью сожительства мужа и жены. Дети от такого брака имеют две линии происхождения, которые определённо можно проследить: линию отца и линию матери. – по Моргану)
Начальной и широко распространённой формой моногамной семьи была большая семья, известная также как патриархальная семья и больше-семейная община. Она состояла обычно из 3-4 поколений ближайших родственников по отцу (например, одного или нескольких братьев с их детьми, внуками и правнуками), которые жили вместе и вели общее хозяйство; постепенно такая семья уступает место малой семье, обычно состоящей из брачной пары и их детей.
читать дальше58 вопрос.
Характеристики и формы полигамной семьи.
Полигамия (многобрачие) – форма семьи, при которой брачный партнер одного пола имеет более одного брачного партнера противоположного пола.
Имеет формы: полигиния; полиандрия.
Полигиния (многожёнство) – форма полигамного брака, при котором мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах. Наиболее часто реализовывалась в форме гарема.
Виды полигинии:
1)сороральная: - все жёны являются сёстрами;
- относительно стабильна;
- распространена у племён северо-запада Северной Америки.
2)несороральная: - жёны – не родственницы;
- часто между жёнами конкуренция;
- распространена в ряде стран с исламом.
Полиандрия (многомужество) – редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.
Виды полиандрии:
1)нефратеральная: - мужья – не родственники;
- мужчины вступают в брак с женщиной с высоким социальным статусом;
- несколько мужчин не родственников вступают в брак с женщиной;
- мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине;
2)фратеральная: - мужья – родственники, братья;
- возникает в результате практики убийства новорожденных девочек.
Распространение: до начала XX века у алеутов; до сих пор на Тибете.
читать дальше59 вопрос. Гипотезы возникновения моногамии.
1)Ф.Энгельс, Л.Морган (конец XIX в.):
- Моногамия возникает у человека разумного;
- Ей предшествовала полигамия, о детях заботится мать;
- Условие возникновения – появление излишков и возникновение частной собственности;
- Только тогда отцы начинают заботиться о детях как о наследниках.
2)Оуэн Лавджой (начало XXI в.):
- Исходная посылка – двуногость и редукция клыков появились раньше, чем большой мозг и изготовление каменных орудий.
- Основа моногамии: переход схемы отношений от «самок берёт “сильный”» к «самка предоставляет секс в обмен за еду».
- Возникает забота о детях и двуногость – как следствие перетаскивания пищи на большие расстояния.
читать дальше60.Работа ЛьюисаГенри Моргана.
1818 - 1881 - Американский этнограф и историк. "Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации" - основная работа великого американского этнолога, положила начало систематическому изучению истории первобытного общества.
„Книга его - одно из немногих произведений нашего времени, составляющих эпоху” - сказал Фридрих Энгельс о книге Моргана.
Морган исходил из того, что основой первоначального человеческого общества был род. Охарактеризовав первоначальное общество как родовое. Морган резко противопоставил его обществу классовому, или, как он называл его, 'политическому'. Это, по мнению ученого, два различных типа социальной организации. Родовое общество характеризуется коллективной собственностью, политическое - частной собственностью. На большом материале Морган показал, как в процессе исторического развития родовое общество превращается в политическое, а также попытался выявить фактор, определивший переход от коллективной собственности к частной. В заключение Морган сделал вывод, что на смену политическому обществу придет такое, которое будет 'возрождением, но в высшей форме, свободы, равенства и братства древних родов'. Книга была высоко оценена, но в свете современных научных данных некоторые ее положения подверглись пересмотру.
«Древнее общество» состоит из четырех частей:
1) развитие интеллекта вследствие изобретений и открытий,
2) развитие идеи управления,
3) развитие идеи семьи,
4) развитие идеи собственности.
В рукописи «Древнее общество» имело еще пятую часть, посвященную развитию идеи домашней архитектуры. «Но так как объем рукописи превышал размеры одного тома, то эта пятая часть была исключена».
Хозяйственно-культурные типы: охота, собирательство и рыболовство, ручное земледелие и скотоводство, пашенное земледелие.
Хозяйственно-культурный тип – комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.
Главный критерий различия – способ производства конкретных обществ.
Классификация хозяйственно-культурных типов:
- Охота, собирательство, рыболовство
- Ручное земледелие (в том числе, мотыжное) и скотоводство
- Пашенное земледелие
1)Охотники, собиратели, рыболовы: самые древние формы ведения хозяйства.
Источник существования людей – дикие растения, животные.
Различают группы:
- Собиратели и охотники лесов жаркого пояса (индейцы р. Амазонки и др.)
- Собиратели и охотники степей и полупустынь (австралийские аборигены, бушмены и др.)
- Собиратели, охотники, рыболовы умеренного теплого пояса (нивхи, ханты, манси и др.)
- Охотники и рыболовы северных таёжных лесов (север таёжной зоны Евразии, Сев. Америки)
- Охотники лесотундры и тундры (саамы, юкагиры, материковые эскимосы)
- Арктические охотники на морского зверя (чукчи, эскимосы)
2)Ручные земледельцы и скотоводы: данная форма имеет более устойчивую экономическую базу, приводящую к возникновению и накоплению излишка: у животных – скот, у земледельцев – зерновые культуры и др.
Следствие – возникает имущественное неравенство и классовое общество, ремесло отделяется от земледелия.
Различают группы:
- Ручные земледельцы жаркого пояса (меланезийцы Океании, часть индейцев Амазонки и др.)
- Ручные земледельцы и скотоводы горной зоны (народы Дагестана, Тибета, таджики)
- Мотыжные земледельцы степей и сухих предгорий (ацтеки, майя, современные пуэбло)
- Ручные земледельцы лесной зоны умеренного пояса (большинство народов Европы, Ирокезы, и др.)
- Скотоводы-кочевники степей и полупустынь (туареги, монголы, тюркские народы)
- Высокогорные скотоводы-кочевники (высокогорные тибетцы)
- Таёжные охотники-оленеводы (эвенки, эвены)
- Оленеводы тундры (чукчи, коряки и др. народы Севера)
3)Пашенные земледельцы: используют домашних животных в качестве тяговой силы.
Следствие – резкий рост производительности труда.
Различают группы:
- Пашенные земледельцы засушливой зоны (народы Средиземноморья, Сев.Индии, Передней и Средней Азии и др.)
- Пашенные земледельцы влажных тропиков и субтропиков (Южная и Юго-западная Азия)
- Пашенные земледельцы лесостепей и лесов умеренного пояса (Европейская часть России, Южный Урал, Южная Сибирь и др.)
читать дальше51.Восток и Запад: период независимого развития хозяйственных систем.
1.восточ парадигма орг-ции и хоз-ной системы:
Древ египет: -гос-ная собственность на ср-ва правительства являются основой соц. отношений;
– высокая специализация и кооперация труда в условиях жестко иерархич соц структуры;
– служеб мотивация работников;
– всеобщ труд обязанность;
– критерий назначения на должность профессионализм – квалификац хар-ка;
– критерий распределения благ - занимаемая должность(при жизни и смерти);
– гос гарантии соц защищенности.
Древ Шумер:
- преобладание гос(храмовой)собственности на ср-ва пр-ва(землю,скот,инвентарь);
– небольш земельн участки в пользовании общинников;
– смеш «рац-но -служебная» трудовая мотивация;
– двухуровневая система(структура) соц труд отношений:1)8 мес в году общинники работали на своих участках,арендуя у храма; 2)4 мес в году общинники работали на гос-во;
– по отношению к занятым на обществ работах гос-во имело соц обязательства;
– соц трудовые отношения регулировались соц законодательством.
Зап модель. Древ Афины:
- основы соц-трудов отношений - частная собственность на средства пр-ва;
– доминир виды деят-ти:мелк ремесл пр-во,мелк крест хоз-во,морск торговля;
– высокая степень специализации,основ на обмене;
– виды трудов деят-ти дифференцированы по значимости;
– невысок соц дифференциация,определяемая уровнем дохода;
– либеральные распределительные принципы;
– отсутствие моральных ограничений в потреблении;
– трудовая мотивация рационалистич-индивидуалистич;
– низкие стандарты гос-ного соц. обеспечения
читать дальше52. Взаимная диффузия западной и восточной моделей экономической системы.
Открытые культурной антропологией законы и принципы относятся как раз к тем, которые подвергаются запрету господствующей идеологией современного Запада — либерализмом. В этом драматический парадокс современной западной культуры: она предлагает принять такой набор норм и стратегий, который губителен для человечества как вида.
читать дальше53 вопрос.
Генетические основы социальной жизни людей.
Объединения животных:
- Некоординированные объединения: 1)свободны для входа и выхода; 2)связаны с территорией.
- Простые координированные: 1)выполнение согласованных функций; 2) отсутствие единого координирующего центра.
- Сообщества: 1)взаимодействие особей; 2)направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей.
Сообщества:
1. Низшего типа – совместная деятельность, направленная на обеспечение воспроизводства популяции.
2. Высшего типа – вертикальная и горизонтальная дифференциация функций, наличие средств коммуникации, обеспечивает обмен информацией и взаимодействие.
Термиты – высший тип: а) дифференциация: рабочие, солдаты, координатор, матка и способные её заменить; б) координация по средствам химических сигналов.
Сообщества высших позвоночных:
- Семьи;
- Семейные объединения позвоночных, ведущих самостоятельный образ жизни;
- Семейные объединения, ведущих стадный (стайный) образ жизни.
Пример семьи: львиный прайд:
- Во главе – самец (или пара самцов);
- Ему подчинены самки и щенята;
- Добыча пищи и воспитание щенят – на самках;
- Смена власти – убийство прежнего вожака.
Инвариантные черты сообществ:
1)В общем случае:
- Социальная иерархия;
- Дифференциация и разделение функций;
- Общественное регулирование поведения отдельных особей.
2)У высших позвоночных:
- Обозначение и защита территории;
- Явление опеки, воспитания, супружеской верности.
3)У высших приматов:
- Квазирелигиозные чувства;
- Проявление чувств частной собственности.
читать дальше54 вопрос.
Структура социальной связи.
Вид социальной связи - Элементы, образующие связь - Результат
Пространственный контакт - Акторы (субъекты действий)- Устанавливается факт обладания свойствами
Психический контакт- Акторы, заинтересованность - Взаимная оценка свойств
Социальное действие- Акторы заинтересованность, ожидание - Действия, направленные на реализацию взаимных ожиданий
Социальное взаимодействие - Акторы заинтересованность, ожидание, реакция контрагента - Система действия
Социальные отношения - ... , нормативные функции - Закрепление практик взаимодействия
Социальные зависимости - ... , властные функции - Социальное неравенство
Социальный контроль - ... , средства контроля - Формирование установок конформизма
читать дальше55 вопрос.
Социальные конструкции: социальная роль, социальный институт, социальный статус, социальная структура, социальная система.
Социальная роль – система взаимосвязанных действий, реализующих социальный статус.
Различают: исполняемую соц. роль; нормативную соц. роль.
Социальный институт – система нормативно-ролевых комплексов, организующих поведение людей в определенных предметных сферах деятельности.
Методологические трактовки: 1)структурно-функциональная; 2)интеракциональная.
Социальный статус – позиция в социальной структуре.
Различают: 1)врождённый; 2)приобретённый.
Социальная структура – организация связей между элементами социальной системы.
Различают: 1)горизонтальные; 2)вертикальные (иерархические).
Социальная система (общность) – множество элементов и связей между ними, образующее целостность (единство).
Типология социальных систем: социальное множество; социальный круг; социальный слой; класс; сообщество; группа.
читать дальше56.Многообразие форм семьи.
Семья – соц группа,члены которой связаны общностью быта,взаимной ответственностью и соц необходимостью,которая обусловлена потребностью общ-ва в физич-ком и духовном воспроиздостве.
1) традиционная семья — гражданский или церковный брак, соединяющий мужчину и женщину общественным мнением и защитой закона.
2) Незарегистрированный, или фактический брак — все более распространенная форма семьи во всех странах. Была принята в Советской России при Ленине и постепенно отменена Сталиным.
3) Встречающаяся семья – не вполне традиционная, но распространенная форма семейной жизни. Они зарегистрированы, все честь по чести, но живут отдельно, каждый у себя.
4) Мусульманская семья: во всех отношениях традиционная семья, только муж имеет право иметь несколько жен.
5) Прерывающийся брак. В такой семье супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок: неделю, месяц, полгода.
6) Ограниченная временем семья: брак заключается на время, скажем, на год. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым.
7) Шведская семья: во всех отношениях обычная семья, только в ней живут несколько мужчин и несколько женщин.
8) Открытая семья: распространенный вариант семьи, в которой супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи.
читать дальше57. Характеристики и формы моногамной семьи.
Моногамия - историческая форма брака и семьи,при которой в брачном союзе находятся 2 представителя противополож полов. Сейчас: разнополая/однополая. Основана на браке отдельной пары, с исключительностью сожительства. Современная форма семьи, характерная для стадии цивилизации.
(Моногамная семья впервые появляется при прохождении данным народом стадии позднего варварства; такая семья происходит из парной семьи. Трансформация связана с ростом собственности и изменением обычая её наследования. Моногамная семья живёт в отдельном доме и характеризуется постоянством и исключительностью сожительства мужа и жены. Дети от такого брака имеют две линии происхождения, которые определённо можно проследить: линию отца и линию матери. – по Моргану)
Начальной и широко распространённой формой моногамной семьи была большая семья, известная также как патриархальная семья и больше-семейная община. Она состояла обычно из 3-4 поколений ближайших родственников по отцу (например, одного или нескольких братьев с их детьми, внуками и правнуками), которые жили вместе и вели общее хозяйство; постепенно такая семья уступает место малой семье, обычно состоящей из брачной пары и их детей.
читать дальше58 вопрос.
Характеристики и формы полигамной семьи.
Полигамия (многобрачие) – форма семьи, при которой брачный партнер одного пола имеет более одного брачного партнера противоположного пола.
Имеет формы: полигиния; полиандрия.
Полигиния (многожёнство) – форма полигамного брака, при котором мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах. Наиболее часто реализовывалась в форме гарема.
Виды полигинии:
1)сороральная: - все жёны являются сёстрами;
- относительно стабильна;
- распространена у племён северо-запада Северной Америки.
2)несороральная: - жёны – не родственницы;
- часто между жёнами конкуренция;
- распространена в ряде стран с исламом.
Полиандрия (многомужество) – редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.
Виды полиандрии:
1)нефратеральная: - мужья – не родственники;
- мужчины вступают в брак с женщиной с высоким социальным статусом;
- несколько мужчин не родственников вступают в брак с женщиной;
- мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине;
2)фратеральная: - мужья – родственники, братья;
- возникает в результате практики убийства новорожденных девочек.
Распространение: до начала XX века у алеутов; до сих пор на Тибете.
читать дальше59 вопрос. Гипотезы возникновения моногамии.
1)Ф.Энгельс, Л.Морган (конец XIX в.):
- Моногамия возникает у человека разумного;
- Ей предшествовала полигамия, о детях заботится мать;
- Условие возникновения – появление излишков и возникновение частной собственности;
- Только тогда отцы начинают заботиться о детях как о наследниках.
2)Оуэн Лавджой (начало XXI в.):
- Исходная посылка – двуногость и редукция клыков появились раньше, чем большой мозг и изготовление каменных орудий.
- Основа моногамии: переход схемы отношений от «самок берёт “сильный”» к «самка предоставляет секс в обмен за еду».
- Возникает забота о детях и двуногость – как следствие перетаскивания пищи на большие расстояния.
читать дальше60.Работа ЛьюисаГенри Моргана.
1818 - 1881 - Американский этнограф и историк. "Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации" - основная работа великого американского этнолога, положила начало систематическому изучению истории первобытного общества.
„Книга его - одно из немногих произведений нашего времени, составляющих эпоху” - сказал Фридрих Энгельс о книге Моргана.
Морган исходил из того, что основой первоначального человеческого общества был род. Охарактеризовав первоначальное общество как родовое. Морган резко противопоставил его обществу классовому, или, как он называл его, 'политическому'. Это, по мнению ученого, два различных типа социальной организации. Родовое общество характеризуется коллективной собственностью, политическое - частной собственностью. На большом материале Морган показал, как в процессе исторического развития родовое общество превращается в политическое, а также попытался выявить фактор, определивший переход от коллективной собственности к частной. В заключение Морган сделал вывод, что на смену политическому обществу придет такое, которое будет 'возрождением, но в высшей форме, свободы, равенства и братства древних родов'. Книга была высоко оценена, но в свете современных научных данных некоторые ее положения подверглись пересмотру.
«Древнее общество» состоит из четырех частей:
1) развитие интеллекта вследствие изобретений и открытий,
2) развитие идеи управления,
3) развитие идеи семьи,
4) развитие идеи собственности.
В рукописи «Древнее общество» имело еще пятую часть, посвященную развитию идеи домашней архитектуры. «Но так как объем рукописи превышал размеры одного тома, то эта пятая часть была исключена».