believe that magic works
читать дальше31 вопрос.
Концепции этногенеза: конструктивизм, инструментализм, примордиализм.
Конструктивизм: исходная посылка Иммануила Валлерстайна. История этноса конструируется как проекция на прошлое знаний о настоящем.
Основные положения:
• Этнос не данность, а конструкт.
• Этносы искусственно создаются культурными и властными элитами
• Этнические маркеры формируются в зависимости от того, как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого.
• Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т.д.
Инструментализм. Основные направления:
• Элитарный инструментализм – акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.
• Экономический – объясняет межэтническую напряженность и конфликт с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.
Исходные посылки:
• Этничность – инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей.
• В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но если надо – мобилизируется.
• Активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии.
Примордиализм. Исходные посылки:
• Этничность невозможно создать искусственно или навязать её.
• Этничность является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе.
• Этнос является общностью с реальными регистрируемыми признаками.
Основные направления:
• Социобиологическое
• Эволюционно-историческое
читать дальше32 вопрос.
Предпосылки применения антропологических методов при изучении этнической истории:
1. Этнос и популяция предполагают единство ареала
2. Общее место обитания способствует консолидации населения
3. Формируются предпосылки жесткости популяционной структуры и панмиксии
4. Это может привести к определенной степени общности генетического материала и фенотипа населения
5. Поэтому нередко состав популяции и этноса оказывается одинаковым
читать дальше33 вопрос.
Ограничения применения антропологических методов при изучении этнической истории:
1. Параллели между физическим типом и небиологическими чертами:
• Не несут в себе причинной связи
• Определились исторически и исторически нарушаются.
2. По антропологическим характеристикам нельзя однозначно судить о небиологических чертах:
• Различие антропологических признаков не говорит о существующих различиях в культуре
• Неизменность антропологических черт прямо не свидетельствует об отсутствии культурных особенностей.
читать дальше34 вопрос.
Принципиальная схема исследования в этнической антропологии:
- Единица исследования – выборка из ареальных общностей людей.
- Нахождение комплекса групповых антропологических характеристик.
- Получение суммарной антропологической характеристики.
- Сравнение с сопоставимым признаком соседнего этноса.
- Выдвигается гипотеза относительного происхождения этноса.
Пример:
1. Известен фенотип старообрядцев: более высокий рост, черты лица, (следовательно, уточняется облик средневекового населения европейской России)
2. Неоднородность фенотипа финно-угров, (следовательно, уточняется география связей финно-угров)
читать дальше35 вопрос.
Понятие и средства изучения языка.
Язык – знаковая система, соотносящая содержание понятий с типовым звучанием (написанием).
Под языком следует понимать способность во время общения разделять намерения других
Различают:
- человеческие языки (предмет изучения лингвистики):
- естественные человеческие языки,
- искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),
- жестовые языки глухих,
- формальные языки
- компьютерные языки
- языки животных
Изучение языка:
- Знаковые системы вообще изучает семиотика
- Собственно языки изучает лингвистика
- Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой.
Источники: памятники культуры, археологические находки, книги, словари, аудиокниги, общение с носителями языка.
читать дальше36 вопрос.
Основные функции языка.
Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка:
• коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации
• конструктивная (или мыслительная) — формирование мышления индивида и общества
• познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение
• эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций
• волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия
• метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.
• идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений.
• омадативная - (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль
• аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо)
читать дальше37 вопрос.
Принципы языковой систематики.
- Единство систематической номинации, установление единой системы таксонов:
1. для каждого идиома и группы идиомов выбирается основное название на языке описания.
2. Для каждого идиома – своё самоназвание.
- Единство иерархически организованной системы:
1. Семья, 2. Подсемья, 3. Группа, 4. Ветвь, 5. Язык, 6. Диалект.
Например: Индоевропейская семья, европейская подсемья, балто-славянская ветвь, славянская группа, восточно-славянская подгруппа, русский язык.
читать дальше38 вопрос.
Языки Евразии.
- Баскская семья {3}
- Индоевропейская семья {449}
- Северокавказская {34}: абхазо-адыгских языков;
нахско-дагестанских языков.
- Картвельская семья {4}
- Уральская семья {39}
- Алтайская семья {79}: монгольские языки; тюркские; тунгусо-манчжурские; корейский язык; японо-рюкюские.
- Дравидийская семья {66}.
читать дальше39 вопрос.
Родство языков.
Возможность установления: если языковое единство распалось не более 5-10 тыс. лет назад.
Измерение степени родства языков осуществляется с применением статистического исследования лексики.
читать дальше48 вопрос.
Неолитическая революция и формирование современных хозяйственных укладов.
Термин «неолитическая революция» в научный оборот ввел английский археолог Гордон Чайлд (1892-1957).
I. Каменный век: 1) палеолит (нижний, средний, верхний)
2) мезолит – 12-8тыс. л. до н.э.
3)неолит – 8-5 тыс. л. до н.э.
II. Медный век – 5-3 тыс. л. до н.э.
III. Бронзовый век – 3-1 тыс. л. до н.э.
IV. Железный век – 1 тыс. л. до н.э. – наши дни
Главное содержание неолитической революции – переход от присваивающего хозяйства – охоты, собирательства, рыболовства – к производящему хозяйству – земледелие и скотоводство.
Признаки завершения неолитической революции:
- Оседлость
- Создание и хранение запасов
- Цикличность труда
- Расширение спектра деятельности.
Следствие: развитие социальной дифференциации (археологические показатели – монументальная архитектура, иерархия поселений и развитое искусство).
читать дальше49 вопрос.
Парадокс М.Салинза:
- В присваивающей экономике господствовала общая собственность и была низкая численность населения.
- Стремление к максимизации индивидуальной выгоды и рост населения привели к истощению природных ресурсов.
- Полезность присваивающих видов деятельности снизилась, а производящих – повысилась.
- Формируется сельское хозяйство и социальная иерархия, продукты распределяются неравномерно.
- Основная масса людей стала работать больше, а потреблять меньше.
- НО: возникшие права собственности на землю позволили преодолеть истощение земли – «трагедию общей собственности» (Дуглас Норт).
Полезность определяется – величиной предельного продукта (тот, который появляется в случае, если мы прибавляем на единицу один из факторов производства).
Концепции этногенеза: конструктивизм, инструментализм, примордиализм.
Конструктивизм: исходная посылка Иммануила Валлерстайна. История этноса конструируется как проекция на прошлое знаний о настоящем.
Основные положения:
• Этнос не данность, а конструкт.
• Этносы искусственно создаются культурными и властными элитами
• Этнические маркеры формируются в зависимости от того, как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого.
• Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т.д.
Инструментализм. Основные направления:
• Элитарный инструментализм – акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.
• Экономический – объясняет межэтническую напряженность и конфликт с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.
Исходные посылки:
• Этничность – инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей.
• В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но если надо – мобилизируется.
• Активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии.
Примордиализм. Исходные посылки:
• Этничность невозможно создать искусственно или навязать её.
• Этничность является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе.
• Этнос является общностью с реальными регистрируемыми признаками.
Основные направления:
• Социобиологическое
• Эволюционно-историческое
читать дальше32 вопрос.
Предпосылки применения антропологических методов при изучении этнической истории:
1. Этнос и популяция предполагают единство ареала
2. Общее место обитания способствует консолидации населения
3. Формируются предпосылки жесткости популяционной структуры и панмиксии
4. Это может привести к определенной степени общности генетического материала и фенотипа населения
5. Поэтому нередко состав популяции и этноса оказывается одинаковым
читать дальше33 вопрос.
Ограничения применения антропологических методов при изучении этнической истории:
1. Параллели между физическим типом и небиологическими чертами:
• Не несут в себе причинной связи
• Определились исторически и исторически нарушаются.
2. По антропологическим характеристикам нельзя однозначно судить о небиологических чертах:
• Различие антропологических признаков не говорит о существующих различиях в культуре
• Неизменность антропологических черт прямо не свидетельствует об отсутствии культурных особенностей.
читать дальше34 вопрос.
Принципиальная схема исследования в этнической антропологии:
- Единица исследования – выборка из ареальных общностей людей.
- Нахождение комплекса групповых антропологических характеристик.
- Получение суммарной антропологической характеристики.
- Сравнение с сопоставимым признаком соседнего этноса.
- Выдвигается гипотеза относительного происхождения этноса.
Пример:
1. Известен фенотип старообрядцев: более высокий рост, черты лица, (следовательно, уточняется облик средневекового населения европейской России)
2. Неоднородность фенотипа финно-угров, (следовательно, уточняется география связей финно-угров)
читать дальше35 вопрос.
Понятие и средства изучения языка.
Язык – знаковая система, соотносящая содержание понятий с типовым звучанием (написанием).
Под языком следует понимать способность во время общения разделять намерения других
Различают:
- человеческие языки (предмет изучения лингвистики):
- естественные человеческие языки,
- искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),
- жестовые языки глухих,
- формальные языки
- компьютерные языки
- языки животных
Изучение языка:
- Знаковые системы вообще изучает семиотика
- Собственно языки изучает лингвистика
- Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой.
Источники: памятники культуры, археологические находки, книги, словари, аудиокниги, общение с носителями языка.
читать дальше36 вопрос.
Основные функции языка.
Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка:
• коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации
• конструктивная (или мыслительная) — формирование мышления индивида и общества
• познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение
• эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций
• волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия
• метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.
• идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений.
• омадативная - (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль
• аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо)
читать дальше37 вопрос.
Принципы языковой систематики.
- Единство систематической номинации, установление единой системы таксонов:
1. для каждого идиома и группы идиомов выбирается основное название на языке описания.
2. Для каждого идиома – своё самоназвание.
- Единство иерархически организованной системы:
1. Семья, 2. Подсемья, 3. Группа, 4. Ветвь, 5. Язык, 6. Диалект.
Например: Индоевропейская семья, европейская подсемья, балто-славянская ветвь, славянская группа, восточно-славянская подгруппа, русский язык.
читать дальше38 вопрос.
Языки Евразии.
- Баскская семья {3}
- Индоевропейская семья {449}
- Северокавказская {34}: абхазо-адыгских языков;
нахско-дагестанских языков.
- Картвельская семья {4}
- Уральская семья {39}
- Алтайская семья {79}: монгольские языки; тюркские; тунгусо-манчжурские; корейский язык; японо-рюкюские.
- Дравидийская семья {66}.
читать дальше39 вопрос.
Родство языков.
Возможность установления: если языковое единство распалось не более 5-10 тыс. лет назад.
Измерение степени родства языков осуществляется с применением статистического исследования лексики.
читать дальше48 вопрос.
Неолитическая революция и формирование современных хозяйственных укладов.
Термин «неолитическая революция» в научный оборот ввел английский археолог Гордон Чайлд (1892-1957).
I. Каменный век: 1) палеолит (нижний, средний, верхний)
2) мезолит – 12-8тыс. л. до н.э.
3)неолит – 8-5 тыс. л. до н.э.
II. Медный век – 5-3 тыс. л. до н.э.
III. Бронзовый век – 3-1 тыс. л. до н.э.
IV. Железный век – 1 тыс. л. до н.э. – наши дни
Главное содержание неолитической революции – переход от присваивающего хозяйства – охоты, собирательства, рыболовства – к производящему хозяйству – земледелие и скотоводство.
Признаки завершения неолитической революции:
- Оседлость
- Создание и хранение запасов
- Цикличность труда
- Расширение спектра деятельности.
Следствие: развитие социальной дифференциации (археологические показатели – монументальная архитектура, иерархия поселений и развитое искусство).
читать дальше49 вопрос.
Парадокс М.Салинза:
- В присваивающей экономике господствовала общая собственность и была низкая численность населения.
- Стремление к максимизации индивидуальной выгоды и рост населения привели к истощению природных ресурсов.
- Полезность присваивающих видов деятельности снизилась, а производящих – повысилась.
- Формируется сельское хозяйство и социальная иерархия, продукты распределяются неравномерно.
- Основная масса людей стала работать больше, а потреблять меньше.
- НО: возникшие права собственности на землю позволили преодолеть истощение земли – «трагедию общей собственности» (Дуглас Норт).
Полезность определяется – величиной предельного продукта (тот, который появляется в случае, если мы прибавляем на единицу один из факторов производства).